Пресса о театре оперетты Урала
Гимн профессии
Золотой юбилей своей творческой деятельности в Театре оперетты Урала отметил 30 марта почетный гражданин Новоуральска, артист нашего театра Александр Васильевич ГАВРИЛОВ. Сыгранный им на одном дыхании замечательный спектакль «Годы и роли» воспринимался как откровение артиста, как гимн профессии.
Занавес открылся, и перед зрителями появился кусочек театра гримерка. А затем Вовка ? Морковка. Он только что со сцены, еще весь в роли. Не может дозваться одевальщиц, начинает сам снимать костюм. И остается наедине с собой, со своими думами о жизни, о театре, об актерской судьбе. Ему, человеку тонкому, совестливому, и в голову не придет сказать одевальщицам, директору театра, режиссеру все, что он про них думает. А тут, в своем мирке, пока никто не видит и не слышит, он может дать волю чувствам, залить горькой неудовлетворенность жизнью, нереализованность.
Вовка ? Морковка рамочный образ, созданный по мотивам спектакля Николая Коляды ныне покойным режиссером нашего театра Петром Шакуном, как и весь монолог артиста под названием «Годы и роли».
Вовка разговаривает сам с собой и с Всевышним должен же кто?то его, в конце?то концов, услышать и понять! Он знает, что на многое еще способен, может сыграть и эту роль, и эту. Он выплескивает свою боль, свою душу и этим держит внимание зала.
Пронзительно? щемяще звучат слова о профессии, о театре, о неустроенности и зависимости актера, в том числе и от режиссера.
Среди ролей, которые может играть Вовка ? Морковка, роль Хлестакова. Ее Гаврилову играть не приходилось. А вот Артиста из «На дне» Горького играл, когда наш театр еще музыкально ? драматическим был.
Апофеозом спектакля стал монолог Иуды из Кариот по рассказу Леонида Андреева. Тема предательства актуальна и сегодня ( предательство себя, других, идеалов юности, дела, которому служишь), потому отрывок из этого произведения звучал в полной тишине зала. «Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса
Веревка натянулась
руки и ноги сложились и обвисли, как мокрые. Умер
Пришли люди, и сняли его, и, узнав, кто это, бросили его в глухой овраг, куда бросали дохлых лошадей, кошек и другую падаль».
Этот кусочек спектакля как нельзя лучше показал диапазон актерского мастер ? ства Гаврилова и созвучен с мироощущением, с пониманием своего предназначения в этом мире самого юбиляра.
Сыграть так, без единой фальшивой нотки, по моему, невозможно. Это надо прожить, прочувствовать, поэтому и не мог Александр Васильевич, как сам позже признался, справиться с волнением на протяжении всего спектакля ( но зритель, кстати, этого не заметил). Возможно, потому, что каждый раз он выходит на подмостки не себя показать и сорвать аплодисменты, а сказать залу со сцены, с этой очень ответственной трибуны языком искусства что? то важное. Выходит не работать на потребу публики, готовой смеяться над пошлыми, скабрезными шутками, а возвысить ее до уровня своего понимания смысла спектакля.
По образованию Гаврилов драматический артист. За плечами ГИТИС, хорошая школа, работа с интересными режиссерами сначала в Магаданском музыкально ? драматическом театре, затем в Гомельском драматическом.
В 1957 году он впервые вышел на сцену нашего, тогда музыкально ? драматического, театра. Дебютировал в роли Макара Нагульного («Поднятая целина»). К творческим успехам следует отнести роли: Хлудова («Бег»), Степана («Юность отцов»), Дергачева («Последняя жертва»), Алексея ?(«В добрый час»).
Когда в нашем городе перестал существовать музыкально ? драматический театр, Гаврилова уговорили в оперетту перейти. Не жалеет. С 1968 года работает в этом заразительном, веселом жанре. «Непою ? щий и нетанцующий», как он сам себя определяет, а многие опереточные роли сыграл блестяще: Альфред Дулитл в «Моей прекрасной леди», барон Зета в «Веселой вдове», судья в «Бабьем бунте», Леопольд в «Сильве», дед Нечипор в «Свадьбе в Малиновке»
Образы колоритные, запоминающиеся, острохарактерные, с умелым использованием комедийных красок и элементов гротеска. За 50 лет служения искусству в нашем театре сыграно более 200 разноплановых ролей.
В Новоуральске Александр Васильевич известен и как прекрасный чтец ? декламатор. В различных концертах он познакомил горожан с лучшими классическими произведениями прошлого и настоящего, особенно ему, бывшему фронтовику, близка тема войны.
В юбилейный вечер было много теплых слов, поздравлений, цветов, были подарки от официальных лиц и от почитателей. И очень не хватало, на мой взгляд, поздравлений коллег по актерскому цеху. Как бы они были кстати!
Было и легкое недоумение: как же так, если вся жизнь Александра Васильевича «яркий пример служения искусству», если его «можно по праву назвать Артистом с большой буквы», то почему же тогда не заслуженный, не народный? Если теперь за выслугу лет, не за творчество звания дают, так ведь 50, а не 20 лет в одном театре отработал!..
Когда я спросила Александра Васильевича, что для него важнее звания ? награды, публичный почет или самооценка сделанного? Он ответил: «Конечно, самооценка. В этом, собственно, и заключается жизнь»
Было и сожаление в тот вечер, что первые ряды пустовали приглашенные не нашли времени прийти в гости к артисту. Может, не тех пригласили? Юные артисты из театра «Пластилин» или из школьных драмкружков, которые понимают толк в искусстве, с удовольствием, по-моему, посмотрели бы «Годы и роли». Или солдатики из в / ч 3280, их не так уж часто в театр водят.
Все слова в свой адрес Александр Васильевич выслушал деликатно, без помпезности, с присущими ему естественностью, интеллигентностью и философским отношением к происходящему.
Что ждет его в творчестве? Есть четыре роли. Хочется в каком? то классическом спектакле сыграть, ведь, как и его герой Вовка ? Морковка, он еще может радовать зрителя, он еще в профессии, которую любит.
О своем богатом жизненном опыте и возрасте говорит: «Я уже большой». И этот своего рода постулат позволяет оберегать внутренний мир от всего нанос?ного, ненастоящего. И предъявлять самому себе высокие требования в творчестве, взыскательно относиться к каждой роли. Поэтому Александр Васильевич один из самых уважаемых людей и в театре, и в городе.
Надежда СТАХЕЕВА
|