Пресса о театре оперетты Урала
Вся моя жизнь — здесь
Мало кто может похвастать тем, что всю жизнь на одном месте проработал. Заведующий бутафорским цехом нашего театра оперетты В. В. Михайлов может, но не хвастает не такой он человек: скромный, нехвастливый. Меняются времена, актеры, режиссеры, а он как пришел в эти стены 49 лет назад, так и трудится по сей день. Говорит: «Работать буду, пока ноги носят». Таких людей, как он, верных делу, коллективу, самозабвенно служащих искусству, таких профессионалов поискать надо.
С детства он любил копировать с книжек срисовывал, даже Ленина и Сталина. Это в изостудию привело. Многодетная семья Михайловых жила неподалеку от театра, в комнатке дома напротив УВД, где сейчас «К ISLIS». На их глазах здание театра строилось. Этот мир манил своим таинством.
Иногда удавалось посмотреть какой ? нибудь спектакль. Мама его товарища работала в театре гардеробщицей, и он брал Славу с собой. Затаив дыхание, тот смотрел на сцену и не думал, что когда-нибудь и сам будет творить такую красоту.
Преподаватель изостудии Попов заметил старания, способности, рвение Славы и порекомендовал художнику декораторского цеха театра Р. Р. Шишкину, когда тот искал ученика, взять парнишку в театр. Радости не было предела! Работа заворожила, поэтому проявлял особое усердие, впитывал все советы и указания. Мудрые наставники так тонко включили его в производственный процесс, что он и не ощутил свою беспомощность в профессии. Разве в 17 лет это ощущаешь! Тем более что мечта сбылась в театр попал.
Поначалу за порядком следил, малярил: разводил краски, мебель подкрашивал, стало быть, в подмастерьях ходил. Но его заставляли совершенствоваться: «Ты давай шрифты пиши». Через три года парень повысил свою квалификацию рекламистом стал. А затем и задники вместе с Шишкиным расписывал.
Как признается Вячеслав Васильевич, и производственную школу в театре проходил, и жизненную. «Артисты даже не подозревали, что принимают участие в моей судьбе, говорит он. Общаясь с ними, я от каждого что ? то брал. Этот коллектив меня и воспитывал. Я был, положа руку на сердце, далеко не идеал».
Парнишке все было интересно. Бывало, заберется на колосники и наблюдает оттуда за репетициями, о работе своей забудет. Почти все тексты спектаклей наизусть выучил. Шишкин знал, где своего ученика искать. Роман Романович режиссером его прозвал. «Ну-ка, режиссер», скажет и вернет к краскам, к шрифтам.
На сцене появляться приходилось. Еще в школе в балетный кружок ходил и выступал в театре. А тут «роли» доверили. Правда, без слов. В спектакле «Севастопольский вальс» матросиком был. В «Свадьбе в Малиновке» заменил заболевшего артиста. Его, молчащего, выводили и пытали, а он не выдавал тайну.
Поскольку эти замены случались не так часто, ноги дрожали. От страха перед залом и от волнения вряд ли бы он выговорил слова какие ? то, если бы доверили. Об этом он сам мне рассказывал.
Не было желания в артисты пойти, может, в вас этот талант погиб ?
Нет, что вы! Я всем доволен. Нет повода брюзжать
Сейчас Вячеслав Васильевич редко на спектаклях бывает. А вот раньше
А раньше из зала не вылазил. Я не на работу свою смотрю на зрителя. Мне его восприятие интересно. Помните «Бабий бунт?» Открывается занавес
И рассвет! И аплодисменты! Такое состояние
Ну как тут гордость не испытаешь! Другая работа была живопись: задники, кулисы. Писать декорации к новому спектаклю это каждый раз что ? то новое, захватывающее.
Почти 30 лет он проработал с главным художником Пясецкой. Ядвига Павловна тоже была его учителем, вдохновителем и помощником. Под ее началом он пробовал себя в качестве художника ? постановщика. Первая и любимая работа сказка «Золушка». Спектакль 25 лет прожил. Как художник-постановщи к Михайлов над 18 спектаклями трудился.
Dоспроизведение, знание технологического процесса, свободное ориентирование в использовании различных манер, декоративных приемов, творческий подход к поиску наиболее точного воплощения идей за счет применения разнообразных фактур позволяют Вячеславу Васильевичу быть театральным художником исполнителем самого высокого уровня, достойным любого театра страны«.
Эта оценка дорогого стоит.
Со многими режиссерами, художниками за 49 лет довелось поработать. И у каждого чему-нибудь учился, вырабатывая «точное понимание художественного замысла постановщиков и пластического образа спектакля». И это понимание выливается в конкретные предложения: «А я вот так вижу!». И к нему прислушиваются, его мнению доверяют.
Сегодня время другое, спектакли другие, в их оформлении все больше металла, живописной работы минимум, а без нее Михайлову было бы тоскливо, поэтому из декораторского и ушел в бутафорский цех. «Здесь я тоже могу принести пользу», говорит.
В бутафорском механикой заниматься приходится. Ставили молодежный спектакль, и надо было шесть ножей сделать, чтобы лезвия выскакивали. Работа серьезная и незнакомая, а потому интересная. Подумал, посоображал, пошел в магазин и купил китайский нож. Разобрал его, понял принцип действия, и
ножи работали в спектакле. ( А тот ножичек, покупной, заново собрал.)
Без смекалки, без выдумки и здесь не обойтись. Те же маски изготовить для сказочной постановки голову медведя или волка разве не творчество! Это для театра. А для себя, для души? «Сегодня, говорит, мне ближе работа с деревом. Оно живое, теплое».
Дерево послушно в руках мастера. И превращается в изумительные подносы, красивые разделочные доски. Резные вазы могут достойно украсить интерьер квартиры, хозяин которой понимает в искусстве и ценит дарование мастера.
Захотел взял да и научился деревянное кружево вырезать. Другие делают, а я чем хуже! А потом появилась роза, бутон. И раскрывшийся цветок получился очень естественным.
Самоучкой и гармонь освоил, и баян. «На слух подбираю. Так, для души, когда тоска какая-то найдет. Возьмешь, кнопочки понажимаешь полегче».
Тоска от того, что половинку свою потерял, овдовел. С Ниной Вячеславовной они 43 года прожили в любви и согласии. Она была главным администратором нашего театра, да таким, какого поискать. Красивая пара была, дружная, им завидовали.
Мы и на гастроли вместе ездили. На всю жизнь Севастополь запомнился. Там мы с Ниной пробыли, наверное, месяца три
Театр в бухте, море. Красиво
Нина работала: и рекламу надо организовать, и билеты продать, и расселить артистов так, чтобы недовольных не было. А я при ней, помогал
Разговор наш с Вячеславом Васильевичем, что называется, заладился. О многом могли бы поговорить, но тема, к сожалению, его работой в театре ограничена. И вопросы соответствующие приходилось задавать.
Чему научил театр ?
Любви к людям, ко всему прекрасному, пониманию. Не проживи я эти годы в театре, наверное, другим бы был, сейчас понимаю: потерял бы что-то, не случись здесь оказаться.
Чего жаль ?
Учиться надо было. Ездил поступать в художественное училище в Свердловск. Посмотрел на работы других. Посчитал, что я хуже, недостоин. Мои стеснение и нерешительность сказались
Очень жаль, что исчезла традиция поздравлять всех после премьеры спектакля. Лет 15 уже этого нет. В чем благодарность, память об очередной работе выражалась? На программках режиссер, главный художник, зав. постановочной частью все расписывались и слова какие-то тебе писали. Сейчас этого нет. Пытался говорить, но не слышат. Считают, видимо, что не так важно
Есть кому свое мастерство передавать ?
Если б появился такой мальчишка, каким я был когда-то, с удовольствием бы научил. Приходили, но
А мечта есть ?
Есть мечта поработать в хороших мастерских, где есть станки, приспособления. Пока все, как говорят, на коленках делается, допотопным образом топором, ножом, стамеской. Выбили как-то пилу, фуганок. Хоть это есть
По остаточному принципу снабжаются. Не на сцене же показывать, как и из чего маски для «Волшебника Изумрудного города» рождаются!
На сцене плоды труда людей из закулисья, которые специалисты оценивают очень высоко. «С такими людьми работать просто сказка, сказала мне главный художник театра Татьяна Мирова. Они цены себе не знают!»
Возможно, и не знают они себе цены все парикмахеры, постижёры, швеи, обувщики, декораторы, одевальщицы. Я все же больше склонна считать, как и Михайлов: если не любить театр, и делать тут нечего. Что еще-то может держать ?
Зарплата не держит, говорит Вячеслав Васильевич. Когда был моложе, на УЭХК в художники приглашали. «Плакатик, говорят, написал, а деньги какие!» «Нет, не устраивает», отвечал. Мне по сердцу вот этот образ жизни. Здесь очень интересно!
Какая часть вашей жизни принадлежит театру ? спросила я Михайлова.
Театр это мой дом. Вся моя жизнь здесь
Такому слиянию с профессией, такой верности ей можно позавидовать. И следует поучиться.
Надежда СТАХЕЕВА
|